Лилия Пахомова и ее «Город Солнца» — театр из Комсомольска-на-Амуре

Поделиться статьей с друзьями!

teatr-gorod-solntsa

Друзья, сегодня я хочу вас познакомить с режиссером и руководителем молодежного театра «Город Солнца» Лилией Пахомовой. Театр с таким теплым названием творит, живет и процветает в моем родном дальневосточном городе Комсомольске-на-Амуре и базируется в стенах обычной средней школы.

Лилия Васильевна является педагогом дополнительного образования высшей категории, ее театр с 2010 года носит звание «Образцовый коллектив художественного творчества».

teatr-solntsa

На этом, как принято говорить, официальная часть представления окончена.

С Лилей мы знакомы и дружны много лет. Нас когда–то связала любовь к театру и художественной самодеятельности.

В настоящее время такое понятие, как «художественная самодеятельность» приобрело немного негативный оттенок. Считается, если ты не профессионал, то и нечего заниматься театром или другим видом творчества. А ведь именно возможность заниматься творчеством после основной работы позволяла человеку восстановиться эмоционально и физически, проявить себя, раздвинуть горизонты обыденности, обрести друзей и избавиться от одиночества.

Предлагаю вам интервью с Лилией о ее профессиональной жизни и театре «Город Солнца», из которого вы узнаете, как сегодня живет и выживает молодежный театр, каких людей объединяет, какие произведения выбирает для своих постановок. Зачем любительский театр детям и взрослым?

teatr-solntsa-1

В конце октября театру исполнилось 16 лет. Солидный возраст для любительского театра. Какие чувства испытывает режиссер и создатель, когда его детище приближается к совершеннолетнему возрасту?

Какие чувства… Мой «Город Солнца» — это моё всё. Мечта, отчасти воплощённая, но всё равно остающаяся мечтой. Мой ребёнок — любознательный, глубоко чувствующий, ранимый, но открытый, весёлый, добрый, талантливый и трудолюбивый. Моя жизнь — наполненная событиями, трудностями, победами, открытиями, восторгом, разочарованиями, усталостью, новыми идеями, премьерами, встречами с благодарными зрителями. И так уже на протяжении 16 лет. И пусть будет так ещё пару лет до совершеннолетия, а потом ещё столько, сколько нужно, чтобы так было.

«Город Солнца» — кто придумал такое позитивное и по-летнему теплое название театру. Почему именно так, а не иначе?

«Город Солнца». Солнца – пишем с большой буквы. Мне всегда было непросто взаимодействовать с внешним миром. Он частенько заставлял меня страдать. Повзрослев… Нет, правильнее сказать так, достигнув возраста взрослого человека, я поняла, что среди детей немало таких, кому, как и мне, нужен свой мир. В котором можно раскрываться, творить и развиваться. Мир без грубости и зависти, мир, где все люди рады видеть друг друга и поделиться последним, что у них есть. Мир, прикасаясь к которому, посторонние люди (зрители) тоже будут получать хоть немного тепла, искренней радости, проблеск света в конце тоннеля. Помнишь, может быть, нам часто говорила Ирина Николаевна: «В финале спектакля обязательно должен появиться свет в конце тоннеля» (вариант – просвет среди туч).

Власова Ирина Николаевна много лет была руководителем Народного театра ДК Авиастроителей. Это тот человек, который сделал нашу жизнь счастливой не только в творческом плане, но и в личном. Ирина Николаевна профессионал с большой буквы и хороший человек. В театре мы играли, дружили, влюблялись и создавали семьи. Только лучшие воспоминания связаны с навсегда любимым народным театром и безмерно уважаемой нами Ириной Николаевной  🙂 .

Театром с детьми я стала заниматься с того момента, когда моя старшая дочь пошла в первый класс. Организовала школьный театральный кружок, мы ставили спектакли, в которых играла и моя Юля. Потом было ещё несколько детских коллективов – я всё время очень много работала. И вот к сентябрю 2002 года всё в мире сложилось так, что настало время создать настоящий театр. И он появился. Меня позвали работать в 6-ю школу, куда после переезда нашей семьи поступила учиться моя средняя дочь. Я пробежалась по классам и пригласила ребят. Мы сразу стали ставить спектакль по «заказу» — для участия в проекте «Комсомольск сказочный». Его затеял ТЮЗ, чтобы дать возможность детям, сочиняющим сказки, увидеть свои произведения в сценическом воплощении. В конце октября состоялся этот фестиваль, с тех пор это время мы и считаем днём рождения «Города Солнца».
Я сама придумала это название, оно вместило в себя все мои мечты, надежды, отразило мою концепцию о добром, светлом, позитивном месте, где мы вместе будем счастливы. Кстати сказать, на тот момент я и не подозревала о существовании Томмазо Кампанеллы и его литературном труде! Я сама выстроила это название, я его родила!.. А потом предложила ребятам взамен на их варианты названия нашего театра. Так мы и стали не «Маской», не «Сказкой», а «Городом Солнца».

Томмазо Кампанелла — итальянский философ, теолог и писатель, знакомый утопическим трактатом «Город Солнца», один из наиболее значимых мыслителей позднего Возрождения.

LiliyaPakhomova

Как удается в век компьютерных технологий и общения в социальных сетях объединить вокруг себя и театра молодых людей разных возрастов? Ведь с любовью к театру не рождаются.

Каждый ищет своё в этом мире. «Город Солнца» — достаточно открытое пространство. Мы много ставим, часто показываемся зрителям, выступаем на различных городских мероприятиях. Нас видят, к нам тянутся. У коллектива много друзей. Они не играют в спектаклях, но приходят к нам на наши праздники, премьеры, поддерживают нас. А самих ребят-актёров у нас немного. Приходят люди, интересуются, мечтают о главных ролях. А потом осознают, что главная роль – результат кропотливого будничного труда, долгого процесса репетиций, регулярных посещений занятий в театре. Осознают и уходят. Остаются те, кто понял, что это его, что нашёл своё. Хоть и не подозревал о театре с момента своего рождения!

teatr-solntsa-3

Не секрет, что многие любительские образцовые и народные театры не справились с реалиями нашего непростого времени, где культура, искусство и тем более художественная самодеятельность остались в конце списка финансирования и поддержки государства. Любое время можно назвать непростым, но на голом энтузиазме сложно существовать. Тем более театру, в состав которого входят в основном дети и подростки.
Всем нам известно, что многие коллективы не справились с ситуацией и развалились, остальные постарались переквалифицироваться в профессиональные театральные студии.
Как удается вам оставаться на плаву? Есть ли какая-нибудь финансовая поддержка – помещение, декорации, костюмы? Возможно, есть спонсорская помощь? Или все опять же на энтузиазме и самоокупаемости?

Не имею представления о том, как справляются подобные нашему театру  коллективы по всей стране, скажу о Комсомольске-на-Амуре. На протяжении многих лет я являюсь общественным директором Открытого регионального фестиваля любительских театров «Театральное Зазеркалье», в котором традиционно принимают участие  5 – 6 наших коллективов. В основном все руководители получают зарплату от своих работодателей именно как руководители любительского театрального коллектива. Всё остальное решается силами самого руководителя как сотрудника того или иного учреждения, в котором трудится коллектив. У «Города Солнца» есть своё малюсенькое помещение – обычный школьный класс, размером 6 на 8 метров, из которого давно уже вынесли парты и убрали доску. В этом классе мы занимаемся, репетируем, мастерим, играем спектакли. Как смогли оборудовали фонарями, на заработанные от показа спектаклей деньги купили музыкальный центр.

В этом же классе я провожу занятия по школьной программе внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (собственно, за что и получаю зарплату, как педагог дополнительного образования).

teatr6

Что мы ставим в своём театре, сколько времени нам на это требуется, работаем ли мы в выходные и праздники, выезжаем ли мы куда-нибудь за пределы школы, организовываем ли мы какие-то глобальные творческие дела в городе — всё это, по большому счёту, для моей администрации значения не имеет. Сама придумала, ребят заразила, вот и пашем! Огромная благодарность директору школы за то, что не стесняет нас в наших творческих буйствах, не возражает против того, что к нам идёт «посторонний» зритель на спектакли, принимает наш ежегодный фестиваль. Есть у нас ещё две «кандеечки», в которых храним костюмы, элементы декораций и реквизит. Вот и вся помощь от школы. Поездки на фестивали – это только с благословения и финансирования родителей моих ребят. Город никаким образом не помогает, даже если едем на Международный фестиваль (пару раз был у нас такой опыт!). Деньги, необходимые для постановок и хозяйственной деятельности, выручка от показов и добровольные родительские пожертвования (совсем копеечки, но и те не каждому родителю по силам, потому и добровольные).

На протяжении нескольких лет я тратила на театральные нужды свою зарплату, ничего так жили, не бедствовали. Сейчас приходится придерживать пыл, потому как выплачиваю кредит за дочкину квартиру. Костюмы шью сама, муж помогает мастерить декорации. Сплошная экономия!

gorod-solntsa-3

Ни слова о политике – только о творчестве.
Чем театр планирует порадовать жителей города Комсомольска-на-Амуре? Что нового в репертуаре театра? Какие встречи, конкурсы и фестивали предстоят театру в ближайшие месяцы.

В театре у нас никогда не бывает простоя. Всегда к чему-то готовимся, что-то ставим. В настоящее время самым крупным событием для нас явилось приглашение Городского Дворца Творчества Детей и Молодёжи для участия в историко-краеведческом проекте «Я — Комсомольчанин!». Суть его в том, что команды школьников знакомятся с историческими событиями, культурными явлениями, предприятиями, организациями и учреждениями родного города, а затем проходят конкурсные испытания на основе полученной информации и новых открытий.

«Город Солнца» — один из конкурсных этапов нынешнего знакомства-испытания. 10 ноября наш театр уже принял первые шесть команд — старшеклассников из 4, 7, 24, 34 и 51 школ и гимназии №1. Ребята посмотрели сценическую читку пьесы Ж. Кусаиновой и С. Дорожко «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита», а затем отвечали на вопросы викторины, связанной с историей театра «Город Солнца». По условиям конкурса, участникам необходимо было посетить сайт театра «Город Солнца» и познакомиться с основными вехами истории театра – только в этом случае был шанс правильно ответить на все вопросы викторины и заработать приличное количество победных баллов.
Было приятно видеть искренний интерес в глазах у ребят, когда они вышли из зрительного зала по окончании читки – это признак того, что игра актёров «Города Солнца» им очень понравилась. Довольные и взбудораженные ребята подходили к портретам актёров, вглядывались в лица, пытаясь узнать — кто же какую роль только что исполнял в постановке, а некоторые с удовольствием делились впечатлениями и благодарили режиссёра.

teatr-solntsa-5

Впереди ещё четыре субботы напряжённой работы, чему коллектив очень рад, ведь этот проект даёт нам возможность представить себя немалому количеству юных комсомольчан, вызвать в них интерес к нашему творчеству и к любительским театрам нашего города. Кроме того, благодаря знакомству с сайтом «Города Солнца» старшеклассники узнают и о некоторых важных для Комсомольска-на-Амуре именах и событиях, к которым наш коллектив тем или иным образом причастен.

Параллельно начинаем работу над тремя спектаклями, о которых говорить пока рано.
В марте в Комсомольске состоится традиционный фестиваль «Театральное Зазеркалье», и работа по его подготовке уже начата.
В июне – традиционные «Поэтические чтения», посвящённые Памяти Николая Заболоцкого.
А между всеми этими «традиционными» — дела текущие, возникающие, падающие на голову.
Живём и творим!

teatr-solntsa-3

Немного о выборе репертуара. Что является основным критерием при выборе репертуара театра. На что режиссер обращает в первую очередь прежде, чем предложить тот или иной литературный материал своим юным актерам?

Главное требование к выбору репертуара – занять всех актёров, чтобы материал при этом соответствовал их жизненному опыту (а у нас коллектив разновозрастной, в основной труппе – разбег от пятиклашек до 40-летних). Чтобы пьеса была интересной по содержанию, с изюминкой. Чтобы проблема, затронутая в пьесе, была как можно глобальнее (кухонные разговоры мало кому интересны). Чтобы идея, заложенная драматургом, зажигала, будоражила, открывала новые горизонты в познании мира и звала в неизведанное. Чтобы заставляла искать для сценического воплощения новый язык, неиспользованные  ранее приёмы. Нам ведь жить с этим материалом несколько месяцев, копаться в нём, купаться, учиться, развиваться, расти. А если повезёт, так и играть спектакль будем долго – год, два. Зачем же тратить время на пустоту или грязь? В пьесе или в литературном материале должен быть свет. Иначе зачем браться? Как сказал мой выросший «солнечный»  Артём Скворцов, в настоящее время профессиональный актёр пермского театра, — «Вы нас не учили театру, Вы нас воспитывали».

teatr-gorod-solntsa-2

«Азмун – Серебряное Копьё», сказка по пьесе Валерия Шульжика.

teatr

«Урок дочкам», по пьесе И. А. Крылова

gorodsolntsa

«Когда я был взрослым», автор пьесы Андрей Зинчук.

Понятно, что «Город Солнца» театр молодежный, а молодежь рано или поздно отправляется в свободное плавание. Куда уходят выпускники солнечного театра? И как часто возвращаются, чтобы встретиться с ним вновь. Ведь мы с тобой знаем, что бывших театралов не бывает.

Про Артёма я уже сказала. В настоящее время три наших девочки получают профессию актёра театров кукол (двое учатся в Иркутском театральном училище, одна – в театральном институте в Санкт-Петербурге). Гордость моя и невыразимая радость — Ярослав Напасников. Он из моих первых воспитанников, после школы окончил Хабаровский краевой колледж культуры и получил профессию актёра. В настоящее время работает журналистом в городской газете и на радио, а теперь вот играет у нас в театре. Говорит, что за много лет очень соскучился по сцене. Ребята, которые разъехались по разным городам, пишут, звонят, а когда приезжают в родной город на лето, мы встречаемся. Бывших не бывает, это точно! Да и мы все связаны духовно, мы все друг о друге знаем, ребята заглядывают в группу в Контакте, просматривают новости на сайте театра.

teatr-gorod1

С тех пор, как у нас появились студенты – театралы, в «Городе Солнца» прижилась еще одна традиция: мастер-классы от наших студентов, приезжающих домой на каникулы. Вместе с ними мы занимаемся актерским мастерством, речью, сценическим движением. На такие встречи собираются представители других театральных коллективов Комсомольска. Буквально на днях, 8 января, состоялся мастер-класс Алисы Литовченко, студентки второго курса  ИТУ, на который пришли ребята из пяти театров! Занимались современным танцем с элементами контактной импровизации и актерским мастерством.

gorod-solntsa

teatr-gorod-solntsa-1

Завершить нашу беседу хочется напутствием или приветствием тем ребятам, которые только мечтают познакомиться с волшебным «Городом Солнца» и театральным искусством в целом.

В настоящее время в нашем коллективе 40 солнечных горожан – актёры и студийцы. У нас тепло и радостно. Не говорятся грубые слова и не ведутся закулисные интриги. Всё открыто и по-честному. Очень много работы. Ещё больше замыслов и планов. Совсем некогда скучать. Мы учимся и творим. А ещё мы поём народную песню. А ещё… Ты хочешь так жить? Если «да», добро пожаловать в наш «Город Солнца»!

teatr-gorod2

teatr-gorod3
teatr-gorod4

teatr7


 

Фотографии предоставлены Лилией Пахомовой.


Поделиться статьей с друзьями!

Ирина Ярославцева

Администратор сайта

Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. С Ириной Ярославцевой мы не виделись уже лет… Страшно сказать — 25! Когда-то давно, в другой моей жизни, благодаря Ирине и её мужу Андрею я пришла в Народный театр при ДК Авиастроителей (тогда он назывался «Имени 50-летия Октября»). Мы дружили с Ирой, вместе работали всё в том же ДК. Она пошла заниматься в Народный театр, а я хотела, но стеснялась. А потом я ушла в декретный отпуск и совсем отдалилась от своей мечты. А когда Ира и Андрей, в очередной раз придя ко мне в гости, взахлёб рассказывали о недавней поездке коллектива театра на фестиваль, тут уж я не выдержала и стала просить ребят замолвить за меня словечко перед Ириной Николаевной Власовой, режиссёром Народного театра…
    Андрей Ярославцев стал моим партнёром по спектаклю, моим учителем. Мы сыграли с ним историю, поставленную на нас двоих — «Чёрствые именины» Галины Соколовой. Спектакль взял Гран-При на фестивале в Хабаровске… А потом я репетировала в Ириной дипломной постановке. Жалею до сих пор, что спектакль так и не состоялся — ребята решили уехать жить в тёплые края…
    Теперь вот благодаря Всемогущему Интернету Ирина Ярославцева нашла меня и через некоторое время предложила поработать вместе на благо Театра.
    Я тебе очень благодарна, Ира! За всё: за «Маргаритку», за тёплую память, за то, что нашла и рассказала обо мне и моём театре всему миру (я просто уверена, что Мир об этом узнает! зря, что ли мы с тобой трудились?).
    Всех благ!
    С Годом Театра!

    • Мир, действительно, должен знать про такой замечательный театр!) Ты и твой «Город Солнца» делает счастливыми стольких людей — и участников коллектива, и зрителей. Еще меня восхитило то, как друг друга поддерживают ребята и то, что помнят и любят свой театр всегда и везде.

  2. Отличный театральный коллектив. И название удивительное, солнечное. И совсем неважно, что не все ребята стали и станут артистами, в душах останутся лучики того света, что дарили они и получали сами от работы. Это очень важно! И важно, чтоб жили-были такие маленькие театральные студии.
    И жаль, что мало кому нужны такие коллективы. Ну почему же так??? Доколе у нас будет финансироваться всякие низкопробные шоу, а на детей то, что останется.
    Успехов вам, ребята, из Города Солнца. Светите!!! И Вам, Лилия, творческих удач, признания от властей и помощи в благом

  3. Прекрасно, что есть вот такие замечательные люди, которые стремятся поддерживать театральное искусство. И здорово то, что это молодежный театр, ведь молодежи есть чем заняться. Остается пожелать только успеха и не останавливаться на достигнутом)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *