Стокгольмский синдром — история происхождения, причины и примеры
В повседневной жизни мы любим использовать различные умные слова или словосочетания, такие как, например, испанский стыд или синдром самозванца. Чаще всего для того, чтобы блеснуть своими познаниями в психологии. Однако не всегда мы при этом понимаем, что значит то или иное слово.
Одним из самых «популярных» и понятных терминов является стокгольмский синдром. Обычно под ним подразумевают любовь жертвы к насильнику или захватчику и не ошибаются.
Термин «стокгольмский синдром» берет начало с 1970-х годов, и за минувшие годы он успел вместить в себя различные ситуации и отношения между агрессором и его жертвой.
Стокгольмский синдром: что это такое в психологии
Давайте разберемся, что же такое стокгольмский синдром и как он может повлиять на обычную жизнь.
Стокгольмский синдром простыми словами в психологии, это термин, описывающий связь между агрессором и жертвой, которая может носить характер односторонней или взаимной симпатии. Авторство приписывают криминалисту Нильсу Бейероту.
К нему можно отнести жертв насильника, террористического захвата, похищения и других видов насилия. Не стоит забывать и о бытовом стокгольмском синдроме, которому подвержены гораздо большее количество людей, чем можно подумать. Имеется также «корпоративная» разновидность синдрома, к которой относятся диктаторские отношения на работе.
Проще говоря, жертва на фоне сильного переживания начинает оправдывать агрессора, сочувствовать ему или отождествлять себя с ним.
Однако стокгольмский синдром обычно не включают ни в одну классификацию психических расстройств. Принято считать, что этот синдром является нормальной реакцией человека на травмирующее событие.
История происхождения термина стокгольмский синдром
Возникновение термина «стокгольмский синдром» относят к 1973 году. В этом году в августе в Стокгольме прошла операция по освобождению заложников в банке «Sveriges Kreditbank».
Освобожденный из тюрьмы Ян-Эрик Олссон захватил банк и взял в заложники четырех работников банка: трех женщин и мужчину. В банк по требованию захватчика был доставлен его сокамерник Кларк Улофссон.
В ходе захвата заложники звонили премьер-министру Улофу Пальме и требовали выполнить условия преступников, также была проведена газовая атака. В результате захватчики сдались, но бывшие заложники внезапно стали защищать своих обидчиков.
По некоторым данным, они наняли адвокатов для Улссона и Улафссона. Психиатр Нильс для объяснения поведения заложников придумал термин Norrmalmstorgssyndromet (Норрмальмсторгский синдром), который впоследствии трансформировался в «стокгольмский синдром».
В ходе судебного разбирательства с Улофссона сняли все обвинения и отпустили. На свободе он встретился с одной из заложниц, и они стали дружить семьями. Второй преступник был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Однако и он во время своего заключения получал восхищенные письма.
Стокгольмский синдром: примеры из жизни
Есть множество примеров стокгольмского синдрома в истории и современном времени. Они начинаются от, к сожалению, никому не известных событий и заканчиваются крупнейшими примерами в истории.
Мы постараемся вспомнить известные случаи проявления стокгольмского синдрома.
Одним из самых «нашумевших» является захват посольства Японии в 1996 году в Лиме. Тогда в декабре 14 членов Революционного движения им. Тупака Амару взяли в заложники дипломатов (порядка 490 человек) на званном вечере в официальной резиденции посла Японии в Перу.
Террористы требовали освобождения заключенных руководителей организации и 400 соратников. Через время отпустили женщин и детей, а к 22 апреля 1997 года в заложниках остались 72 человека.
Автор: personal de prensa — archivos del ccffaa, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=84592983
Эти действия удивили власти, хоть и объяснялись тем, что меньшее количество заложников легче контролировать. Заложники в ответ на действия террористов после освобождения выступали с заявлениями о правоте и справедливости борьбы обидчиков.
Впоследствии сложившимся отношениям захватчиков и заложников также дали определение лимский синдром. Он является обратным вариантом стокгольмского синдрома, когда агрессор проявляет симпатию к жертве, может испытывать сочувствие и даже отпустить на волю.
Еще один яркий пример стокгольмского синдрома, это инцидент с внучкой миллиардера Патрисией Херст.
Патрисия Херст после ареста.
В феврале 1974 года в возрасте 19-ти лет ее похитили представители американской леворадикальной террористической группировки Симбионистская армия освобождения. Долгие 57 дней девушка провела в шкафу, в первые дни ее не пускали в туалет и завязывали глаза. Патрисия также подвергалась разным видам насилия.
Первоначально захватчики планировали обменять девушку на двух членов группировки, но попытка провалилась еще на первых переговорах с властями.
За освобождение внучки миллиардера террористы потребовали выдачи каждому неимущему жителю Калифорнии продовольственного пакета и печати массовым тиражом пропагандистской литературы.
Когда семья заложницы выполнила все необходимые условия для выкупа, Патрисия сделала аудиозаявление о своем вступлении в ряды организации и отказалась вернуться в семью. Как выяснилось потом, эти действия были сделаны под угрозой убийства.
Патрисия в составе группировки приняла участие в нескольких ограблениях банков и была объявлена в розыск. Девушку арестовали в 1975 году вместе с четырьмя другими членами группировки.
Случай Патрисии Херст считается классическим примером стокгольмского синдрома.
Не менее известными примерами синдрома также являются жертвы похищений, среди которых самыми яркими и показательными считаются похищение Наташи Кампуш в 1998 году, которое длилось более восьми лет и похищение Джейси Ли Дьюгард в 1991 году, которое длилось более 18 лет.
Наташа Кампуш
К этому также относится известный случай массового похищения людей в СССР и России с 1995 по 1997 годы. Александр Комин в собственноручно организованном бункере заставлял своих жертв работать. Он влюбился в одну из своих жертв, Ирину Ганюшкину, и она спустя время смогла сбежать и сообщить о произошедшем в полицию.
Фильмы про стокгольмский синдром
Фильмов, в основе которых лежит такое психологическое явление как стокгольмский синдром достаточно много. К ним относят самые разные киноленты, мы постараемся вспомнить несколько из них.
Кинг-Конг (экранизация любого года)
История о гигантской обезьяне, которая влюбилась в женщину, обычно относится к самым популярным фильмам по теме стокгольмского синдрома. Героиня, которая должна была бы бояться сложившийся ситуации и чувств опасного существа, в итоге испытывает сочувствие к Кинг Конгу.
Впервые эта история появилась в фильме 1933 года режиссера Мериана Купера.
Планета обезьян (оригинальное произведение и различные виды экранизаций)
Еще один классический пример в массовой культуре. Главный герой, оказавшийся жертвой доминирующего вида на незнакомой, но такой похожей на Землю планете, во время плена проникается симпатией к обезьянам. Кроме того, даже испытывает романтичное чувство к одной из них.
Роман французского писателя Пьера Буля был издан в 1963 году. Первая экранизация произведения увидела свет в 1968 году.
Беглецы (1986, режиссер Франсис Вебер)
Достаточно интересная интерпретация синдрома, в котором жертвой становится сам некогда известный грабитель. После освобождения из тюрьмы он идет в банк, где становится заложником отчаявшегося безработного. Постепенно узнавая своего «похитителя», он проникается к нему сочувствием и симпатией, в итоге помогая отчаявшемуся человеку.
Главные роли в фильме исполнили наши любимые Жерар Депардье и Пьер Ришар.
Страшные истории, особенно тем, что людские судьбы исковерканы больными прихотями других. А уж о психологической составляющей насильников и их жертв и сказать не знаешь что….
Интересная статья, заставила про каждый случай поискать еще более подробную информацию)
Действительно, страшные истории. Удивляет сила некоторых людей. Как они умудрялись выжить и не сойти с ума.
Так вот что значит это выражение..Реально вроде знаешь его, а конкретно о происхождении или значении и не задумывался..
Не самый, конечно, приятный термин, если представить сколько жертвы пережили.
Мне трудно такое представить.
У меня такой характер, что я не могу простить даже обидное слово в мою сторону, а уж какие-то физические унижения или угрозы — и вовсе нет
Но люди такие разные!
…слов не хватает повозмущаться
Много зависит от характера человека. Некоторые не выдерживаются и ломаются(
Жуть то какая!! Слышала о таком синдроме, но не знала, что это такое совсем!!
Удивительным образом порой срабатывает психика человека.
А мне думается в нашей стране половина населения отчасти страдает Стокгольмским синдромом… чем хуже к ним, тем они громче кричат ЗА эту власть)